Термин диагностика многие понимают по разному.
Для кого-то подключение сканера к диагностическому разъёму — это уже диагностика.
Для кого-то диагностика — это чтение ошибок.
Я под этим термином понимаю поиск неисправностей с озвучиванием диагноза. И если возможно, то устранение проблемы.
Обычно на диагностику приезжают при каких-то проблемах с автомобилем. Но, бывает, просто проверить его техническое состояние. Например, при покупке/продаже или перед дальней дорогой. И в таком случае диагностика — это тоже будет поиск неисправностей, возможно отсутствующих. Но, как говорится, нет здоровых людей, есть недообследованные. Так и с машинами.
Если диагностика проводилась ради проверки исправности авто, то диагноз должен быть — исправен автомобиль или нет. И перечислены все обнаруженные, а также возможные проблемы.
Если автомобиль пригнали для поиска неисправности, то должен быть назван конкретный источник проблемы. В противном случае, диагностика должна считаться несостоявшейся. Независимо от количества потраченного времени.
Какие инструменты используются при диагностике?
Сканер
Первое, что обычно делается — это подключается сканер к диагностическому разъёму автомобиля. Не считая разговора с клиентом, разумеется.
Сканер позволяет прочитать и удалить ошибки в различных блоках управления. Посмотреть идентификаторы ЭБУ, поток данных в реальном времени. Записать эти данные в файл и потом в спокойной обстановке внимательно их изучить.
Сканеры подразделяются на 2 основных вида: мультимарочные и дилерские.
Мультимарочные, как понятно из названия, поддерживают много различных марок автомобилей. И по «глубине копания» в различных марках автомобилей мультимарочные сканеры могут сильно отличаться друг от друга.
Дилерские сканеры, как правило, могут если не всё, то почти всё, что от них требуется. Но только для одной марки автомобиля или по нескольким маркам в пределах одного концерна.
Мотортестер
Но как бы ни была совершенна система самодиагностики блоков управления автомобиля, она может далеко не всё. Иногда может и ошибаться. Так что помимо сканеров приходится пользоваться и другими приборами. Один из них — мотортестер.
Это прибор на основе обычного осциллографа, только заточенного для подключения к автомобилям. Он не использует ни каких протоколов диагностики, а просто измеряет напряжение в точках, куда в данный момент подключены его щупы. Поэтому его можно применять на любом авто. Хоть на карбюраторном.
Осциллограф позволяет выявить такие неисправности, которые не по зубам ни какому сканеру. Он очень сильно облегчает жизнь диагносту, значительно сокращая время поиска неисправности.
С мотортестером применяется множество различных датчиков. Для некоторых мотортестеров написаны скрипты, которые ещё сильней ускоряют процесс поиска.
При умелом использовании, современным мотортестером, за считанные минуты можно определить:
- моменты открытия/закрытия клапанов, т.е. фактическое положение распредвалов с учётом работы гидрокомпенсаторов и фазовращателей
- герметичность цилиндра
- равномерность компрессии между цилиндрами
- противодавление выхлопа (засоренность выпускной системы)
- фактическую геометрическую степень сжатия
- фактический момент искрообразования
- и многое другое
И это только по механической части двигателя, причём без его разбора. Хотя основное предназначение осциллографа — снятие электрических сигналов.
Другие инструменты и приспособления
Существует так же множество других инструментов и приспособлений, помогающих в процессе диагностики. Как заводских, так и самодельных.
Пневмотестер, дымогенератор, высоковольтный разрядник, различные тестеры и генераторы сигналов, индикаторы ВМТ, эмуляторы сигналов датчиков и эмуляторы исполнительных механизмов, манометры с различными переходниками, компрессометры, вакуумный и обычный насос, видеоэндоскоп, стетоскоп и т.д.
Самый главный инструмент диагноста.
Все перечисленные выше инструменты, ни что без головы диагноста.
Во-первых , диагност полагаясь на свой опыт, решает какие в данном конкретном случае лучше применить инструменты и приспособления.
Во-вторых, полученные результаты нужно анализировать. Даже в самом простом случае, когда в ЭБУ имеется ошибка по обрыву цепи какого-либо датчика. Совсем не факт,что виновником окажется сам датчик. Возможно проблема с проводкой, разъёмами и ЭБУ.
Самым сложным считаю — определить среди нескольких проблем, что из них является причиной, а что следствием.