Практически на всех современных дизелях применяются системы впрыска Common Rail. Для обеспечения высоких эксплуатационных и экологических требований, постоянно ведутся работы по их усовершенствованию. В настоящее время давление топлива в современных системах превышает 2000 атмосфер. При таком давлении, отверстия в распылителях форсунок должны иметь очень маленькие диаметры. Они прожигаются лазером. На практике неизбежно получается разброс в размерах отверстий. Добавим сюда очень малое время впрыска (в CR количество топлива впрыскивается в цилиндр несколькими очень малыми дозами разнесёнными по времени). Время открытия клапана и поднятия иглы распылителя тоже могут быть немного разными от форсунки у форсунке.
Для того, чтобы сравнять количество топлива впрыскиваемого разными цилиндрами (уровнять вклад каждого цилиндра в работу двигателя), форсунки по несколько часов «катаются» на специальном стенде. По итогу каждой форсунке присваивается индивидуальный код. В этом коде зашифрована производительность форсунки на разных режимах работы. При установке форсунок, этот код необходимо прописать в ЭБУ. И он при задании времени впрыска будет учитывать характеристики каждой форсунки и вносить необходимую поправку на всех режимах работы. Тем самым обеспечивается равномерность подачи топлива по цилиндрам.
Новые коды необходимо присваивать не только при изготовлении форсунок, но и после их любого ремонта. Особенно если в ней менялись какие-либо детали. При длительной эксплуатации характеристики форсунок тоже меняются. И их периодически необходимо проверять на стенде.
Есть мнения, что прописка форсунок не требуется, что это — развод. Якобы они сами обучаются в процессе эксплуатации…
Да адаптации имеются. Но, применяются они только на оборотах холостого хода. И имеют не очень широкие пределы.
Да, на некоторых авто трудно, а иногда невозможно заметить разницу в работе с прописанными и непрописанными форсунками. Но, для двигателя, когда один цилиндр напрягается намного больше другого — не есть хорошо.
На некоторых марках, сам ЭБУ не даст нормально работать двигателю с непрописанными форсунками. Включается аварийный режим с ограничением оборотов и мощности. Иногда могут прописываться ошибки прямо «говорящие» о необходимости прописать форсунки. Сталкивался со случаями, когда после прописки форсунок, пропадали рывки при переключениях АКПП (Kia). Улучшался запуск, выравнивался холостой ход и уходила ошибка по EGR (Ford). До этого на ХХ работал так, чтоб не заглох приходилось постоянно добавлять обороты.